Экскурсии

Пицундский храм

Государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт».

В 1991 году с целью сохранения уникальных историко-культурных и экологических памятников в Пицунде был создан Государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт» со статусом национального парка-заповедника. Основным охранным объектом заповедника является византийское городище II–VI веков (казарменные постройки, дворец командующего легионом, римские бани, винные погреба, колодец) и храмовый комплекс IV–XIX веков. Комплекс расположен в центре города за мощной каменной стеной X века н.э. общей длиной 550 м, высотой до 8 м и толщиной 1,5 метра.

Город Питиунт на месте нынешней Пицунды был основан греческими купцами, выходцами из Милета. Во II в.н.э. римляне построили здесь крепость — кастеллу, обладавшую совершенными оборонительными сооружениями своего времени: стенами из булыжника и кирпича, башнями и сложными воротными системами, водопроводом, торговыми складами. Внутри кастеллы раскопаны фундаменты большого каменного здания — претория, общей площадью более 6 га, свидетельствующего наряду с другими данными о том, что в Питиунте тогда размещалось центральное командование целой группы гарнизонов, находившихся в северной Колхиде. Крепость, наряду с Себастополисом (современный Сухум), входила в единую оборонительную систему городов-поселений восточного Причерноморья, служа византийским форпостом в регионе до середины VI века.

В IV в.н.э. на территории крепости римляне построили древнехристианский храм-базилику, в котором служил епископ Стратофил, участвовавший во Вселенском Никейском соборе 325 года н. э. В конце V — начале VI века пол этого храма был украшен богатейшей мозаикой, состоявшей из геометрических орнаментов и сюжетных композиций. Этот мозаичный пол площадью в 60 м2 — один из самых древних на Кавказе. Мозаика была выполнена местными мастерами из камешков-кубиков местных пород двенадцати цветов, и является шедевром древнего искусства, имеющим мировое значение. На мозаике также имелась надпись на древнегреческом языке. К сожалению, большинство наиболее интересных и сохранившихся фрагментов мозаики после выявления было безвозвратно вывезено в Грузию.

В ходе работ по укреплению фундамента были выявлены остатки древних стен IV–VI веков, согласно рабочей версии, резиденции легендарного епископа Стратофила Питиунтского. Византийский император Юстиниан I, под властью которого находилась Пицунда в VI веке, считал Питиус важнейшей стратегической крепостью на Кавказском побережье Черного моря. В VI в веке в крепости на месте уже обветшавшего храма IV века по его приказу был возведен новый величественный храм. В 541 г.н.э. в нем находилась епископская кафедра, где происходило первое крещение абхазов. Расположенные на территории Пицундского комплекса развалины храмов IV и VI веков были раскопаны в 50–60-х годах ХХ века.

С образованием Абхазского царства и обретением Абхазской церковью автокефалии в VIII в.н.э. Пицундский храм становится престольным храмом Абхазии.

К этому же периоду (вт. пол. VI — IX вв.) относится интереснейший архитектурный памятник за пределами крепостных стен — руины уникальной двухзальной церкви с двумя шестигранными снаружи апсидами. В христианском мире известны еще только две такие «двойные» церкви. Обе они находятся в Малой Азии и датируются от вт. пол. VI до XI века.

В эпоху расцвета Абхазского царства в IX-X вв. был сооружен новый храм с использованием кирпича. Архитектура Пицундского храма совершенно отличается от грузинской, напротив, она подчёркивает его сходство с другими храмами Абхазии восточно-византийской архитектуры — Симона Кананита в Новом Афоне и особенно с Лыхненским храмом. Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь происходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии, рукоположение епископов.

В XVI в. собор обновлялся. Крепостная стена, неоднократно перестраиваясь, в последний раз была увеличена и укреплена местным населением в XVI веке во время турецкого вторжения, когда Пицундский католикос обратился к народу с призывом защитить главный храм Абхазии. При этом значительная часть стен византийского городища была разрушена при выборке строительного материала. В XVI веке в западном помещении была построена усыпальница, стены и потолок которой были богато расписаны. Среди сюжетов росписи особенно интересны сцены «Несения креста», «Распятия» и «Плача». В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра абхазских католикосов переносится в Гелати (Грузия). Собор был заброшен, но продолжал привлекать к себе как местное население, которое приходило к его стенам давать клятвы, так и чужеземцев. Здесь делали остановку запорожские казаки, ходившие набегами на Турцию.

О несметных богатствах Пицундского епископата сообщает целый ряд источников. Большинство этих сокровищ, после переноса кафедры в Гелати, было вывезено за пределы Абхазии — сначала в Кутаиси, а затем в Гелатский монастырь. Между тем, по местному преданию, в XVI веке, когда в прибрежной части Абхазии усилилось турецкое присутствие и возникла реальная угроза осквернения и уничтожения христианских реликвий, церковные богатства со всей страны были собраны в Пицунде, спрятаны в дубовых сундуках, залитых воском, и замурованы под храмом в катакомбах.

Во второй половине XIX века собор был вновь освящён в честь Успения Богородицы. Расположенная рядом с ними часовня храма Пицундских святых (ХVIII в.), построенная с использованием материалов руин, находится в относительно хорошей сохранности благодаря реставрации, проведенной в XIX веке монахами Новоафонского монастыря. С 1991 года в часовне усилиями священнослужителей Новоафонского монастыря возобновлены службы, совершается таинство крещения для местных жителей. Послушники монастыря поддерживают порядок в часовне и на прилегающей территории.

Пицундский собор — крупнейший раннесредневековый храм Абхазии

За зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют гладкие светлые стены и купол Пицундского собора — крупнейшего раннесредневекового храма Абхазии. Размеры его в плане составляют 43,3×22,7 метра. Пицундский собор — это трёхнефная и трёхапсидная, с трансептом, внутрикупольная базилика, выложенная из местного камня, с кирпичной прослойкой на растворе с толчёным кирпичом, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма внизу от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры — столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера, в арках он тоньше, в несущих частях (устои, стены) — гораздо толще, почти брусовидный. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты. Храм полон воздуха и света, он торжественный и величественный, и каждый вошедший сюда сразу ощущает, что храм этот создан для праздничных, торжественных богослужений.

Одна из самых значительных художественных ценностей Пицундского храма — это фресковая живопись. Начиная с XIX века все сообщения о ее состоянии заканчивались констатацией, что положение изменилось к худшему. XX век принес новые беды. В 1970-х годах храм был превращен в концертный зал. Во время проведения строительных работ были заштукатурены росписи XIV века, ряд других росписей был тогда же сбит со стен вместе со штукатуркой, что мотивировалось необходимостью улучшения акустики. Внутри купола хорошо сохранился подновленный образ Спасителя. Это монументальное погрудное изображение Христа Пантократора в разноцветном ореоле-круге на восточной половине купола и семь фигур архангелов в остальной части купола. По сторонам и почти в центре купола помещены изображения шестикрылых херувимов, подпорченные поздними реставраторами. Над алтарной частью, под медальонами XIV-XVI веков, просматриваются более ранние фрески, предположительно, XII века. Сегодня на барабане из двенадцати изображений апостолов частично или полностью сохранились десять.

Говоря о восстановлении Пицундского храма, нельзя обойти вниманием и назревший вопрос о реституции культурных ценностей. Прежде всего речь идет о возврате из монастыря в г. Гелати (Грузия) храмовой чудотворной иконы Пицундской Божией Матери. Вопрос о возвращении святыни был поднят еще в 1848 году известным писателем, общественным и религиозным деятелем Н.А. Муравьевым. Эта проблема актуальна по сей день, как и вопрос о возвращении в Абхазию большого количества исторических и церковных реликвий, вывезенных в Грузию в последующие полтора столетия. Среди бесценных материалов числится золотой выносной крест Пицундского храма, знаменитый мозаичный пол Пицундского городища, золотая чаша-потир из Бедийского храма (Очамчырский район), серебряный шлем античного периода из сел. Эшера (Сухумский район) — всего около пятидесяти наименований!!!

До грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. самые интересные памятники изучали представители ЮНЕСКО с целью внести их в список Всемирного культурного наследия. Для возвращения в Абхазию хотя бы одной национальной реликвии необходимо объединение усилий мирового сообщества под эгидой ЮНЕСКО. Эта работа была прервана грузинской агрессией в 1992 году. МИД Абхазии обращался к ЮНЕСКО о помощи и в решении вопросов, связанных с возвращением в Абхазию культурных ценностей и артефактов, похищенных грузинскими войсками уже в период оккупации 1992-1993гг.

Орган Пицундского собора

Официальный сайт органа

В 1975 году в храме был установлен орган, созданный Потсдамской органной фирмой «Александр Шуке», и создан концертный зал. И в наши дни над древними сводами храма звучат торжественные фуги Баха, проходят выступления Государственной хоровой капеллы Абхазии и артистов из России, привлекая сюда многочисленных любителей классической музыки. На сцене храма и на территории комплекса в рамках ежегодного фестиваля «Хибла Герзмава приглашает» выступали Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина, Камерный оркестр московской консерватории и дирижёр Феликс Коробов, знаменитое меццо-сопрано Елена Образцова, пианист Денис Мацуев, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова, солисты и орекстр Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, джазовое трио Даниила Крамера, известная американская певица Дебора Браун, а также оперные звезды Абхазии: солистка Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Хибла Герзмава и солистка Московского музыкального театра «Геликон-опера» Алиса Гицба. Бессменным ведущим фестивальных концертов на протяжении многих лет был и остается известный российский музыковед Святослав Бэлза.

В 2010 году в Абхазии разгорелся спор вокруг Пицундского органа. В абхазской епархии утверждали, что Пицундский храм — резиденция древнего Абхазского епископата, и органу здесь не место. Но под воздействием общественного мнения тучи над Пицундким храмом, похоже, рассеялись. В бюджет 2011 года была заложена сумма в размере 117 тысяч евро на капитальный ремонт пицундского органа. Это означает, что, скорее всего, идея о переносе пицундского органа в некое другое здание, которое будет построено, а сам Пицундский храм — один из древнейших на постсоветском пространстве, будет возвращен церкви, откладывается. Учитывая культурный вес пицундского органа (уникального инструмента на постсоветском пространстве), в его защиту выступили многие известные музыканты, практически все лучшие органисты постсоветского пространства, и такие всемирно известные музыканты, как Хибла Герзмава, Е. Образцова, В. Спиваков.

В Государственном концертном зале Пицундского храма начались работы по ремонту органа. Ведут их специалисты Потсдамской органной фирмы «Александр Шуке» («Alexander Schuke. Potsdam Orgelbau GmbH», Германия). Сразу по прибытии в Пицунду 28 июня 2011 года немецкие специалисты приступили к осмотру инструмента, установленного их коллегами в 1975 году. Пицундский орган был изготовлен одним из корифеев немецкого классического органостроения Гансом Иохаимом Шуке. Сегодня фирму возглавляет Матиас Шуке. В настоящее время производится полный демонтаж инструмента. Пицундский орган имеет 59 регистров, 3 мануала, 4 000 труб. Специалисты тщательно осмотрят, очистят трубы органа, а при необходимости заменят их. Концертную деятельность в Пицундском храме в курортный сезон пришлось прервать.