Экскурсии

Бедийский храм

В центре села Бедия, на высоком живописном горном плато, возвышаясь над местностью, стоит величественный Бедийский храм. Высокие отвесные обрывы каменистого плато являются одновременно естественной крепостью с единственным подъездом к храму с западной стороны. Отсюда открывается великолепный вид на побережье Черного моря и вершины Главного Кавказского хребта. Бедийский храм является ценнейшим памятником средневековой архитектуры Абхазии. Он был возведен в конце Х века при царе Баграте III в честь Влахернской иконы Божьей матери. В этом храме его строитель царь Баграт III был похоронен 1014 году.

Этот крестово-купольный храм состоит из четырех подкупольных устоев, апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений. Снаружи и внутри стены храма облицованы гладкими серо-желтыми песчаниковыми плитами. С внешней стороны восточная стена украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов отделаны простой и изящной резьбой, отличающейся разнообразием сюжетов. В интерьере храма сохранились три слоя фресковой живописи, датированные X-XI, XIII-XIV и XVI веком. К сожалению, богатые росписи в настоящее время в большинстве своем утеряны. На западной стене сохранилось изображение ветхозаветного сюжета с ликом Константина.

В 100 метрах от храма сохранились развалины большого каменного дворца XVI века с остатками сводов и колонн нижнего этажа. На втором этаже находились жилые помещения бедийских епископов, и, возможно, царя или владетеля. С севера к дворцу примыкала колокольня XIII-XIV века, через первый этаж которой имелся проход на территорию собора. В средние века здесь находилась кафедра епископа, власть которого распространялась на территории между реками Ингур и Галидзга.

В период политического единства Абхазии и Грузии, Епископ Бедийский занимал 26 место в списке церковных иерархов, а на церемонии коронации Абхазского царя стоял непосредственно за Сухумским. Он так же упоминается в числе участников поместных соборов. Во второй половине XVII века богослужение в соборе было прекращено, возобновилось вновь во второй половине XIX века.

В настоящее время в Бедийском храме ведутся реставрационные работы.

Знаковым можно назвать событие, которое имело место в Бедийском соборе в августе 2010 года. Впервые за последние 500 лет в храме состоялся молебен во славу Абхазского воинства. Молебен совершил Глава Абхазской Православной церкви иерей Виссарион (Аплиа). С самого раннего утра сюда к собору собирался народ с окрестных сел, а также городов Сухум и Ткуарчал. Среди них ветераны войны, военнослужащие Абхазской армии, депутаты парламента, представители исполнительной власти района, премьер-министр Сергей Шамба, министр обороны Мераб Кишмария, гости республики. После завершения молебна иерей Виссарион освятил медали министерства обороны Абхазии («За воинскую доблесть», «За поддержание мира в Абхазии»), а затем прошла церемония их вручений. Более 40 жителей села были награждены посмертно. Помимо этого были награждены жители села Бедиа и Агу-Бедиа, которые оказывали всяческую помощь бойцам Абхазской армии в период Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. Награды вручал лично министр обороны Мираб Кишмария. Среди награжденных был и сын Героя Советского Союза Мелитона Кантария — Шота Кантария.

Бедийское сокровище

Достоянием собора являлся золотой потир — бедийская чаша — признанная ценнейшим историческим образцом златокузнечества и чеканки Х века. Сосуд круглой формы высотой 12,5 см и диаметром 14 см изготовлен из червонного золота, поверхность чаши разделена на 12 частей в виде арок, под каждой из которых изображены рельефные фигуры Спасителя, Богоматери, апостолов — Петра и Павла, а также других апостолов и евангелистов. Потир не сохранился полностью, осталось только его верхняя часть, которая, как и многие уникальные культурные ценности Абхазии, в настоящее время хранится в Музее искусств Грузии. Ножка чаши была украшена драгоценными камнями позднее, в XVII веке, по заказу Бедийского митрополита. По-видимому, ножка Бедийской чаши была похищена дважды: в первый раз в XVII, а во второй — в XIX веке, и считается утерянной. Первоначальный вид чаши совсем недавно удалось воссоздать по фотографиям первой женщины путешественницы в Европе XIX века Карлы Серены. Смелая итальянка одна путешествовала по Абхазии, а потом публиковала свои труды во французском журнале «Вокруг света», в том числе и свои фотографии с изображением Бедийской чаши.

Помимо высоких художественных качеств, бедийская чаша позволяет точно датировать год окончания строительства Бедийского собора. Согласно вычеканенной по краю чаши надписи, она принесена в дар Багратом III и его матерью Гурандухт построенному ими же Бедийскому храму в 999 году. В ктиторской надписи на потире Баграт III именуется царем Абхазским. На золотой чаше сохранилась надпись: «Святая матерь Божья, будь ходатайницей перед сыном твоим за абхазского царя Баграта и мать его царицу Гурандухт, пожертвовавших сию чашу, украсивших сей престол и построивших сию святую церковь, аминь».

06 декабря 2010 года Национальный Банк Абхазии выпустил в обращение серебряные памятные монеты «Бедийский собор Св. Марии-богородицы», «Драндский успенский собор», «Пицундский собор Св. Андрея Первозванного», «Лыхненский успенский храм», «Мыкуский успенский собор», «Ново-Афонский храм Св. Симона Кананита», «Елырский храм Св. Георгия» номиналом 10 апсаров серии «Исторические памятники Абхазии». Монеты имеют форму круга диаметром 39,0 мм.

В связи с вышесказанным, нельзя обойти вниманием назревший вопрос о реституции культурных ценностей. Прежде всего, речь идет о возврате из монастыря в г. Гелати (Грузия) храмовой чудотворной иконы Пицундской Божией Матери. Вопрос о возвращении святыни был поднят еще в 1848 году известным писателем, общественным и религиозным деятелем Н.А. Муравьевым. Эта проблема актуальна по сей день, как и вопрос о возвращении в Абхазию большого количества исторических и церковных реликвий, вывезенных в Грузию в последующие полтора столетия. Среди бесценных материалов числится золотой выносной крест Пицундского храма, знаменитый мозаичный пол Пицундского городища, золотая чаша-потир из Бедийского храма, серебряный шлем античного периода из сел. Эшера (Сухумский район) — всего около пятидесяти наименований!!!