Экскурсии

Национальный историко-культурный заповедник «Анакопия»

В 1990 г. группа активистов защиты памятников культуры и природы создала Анакопийский заповедник, работа которого была прервана Отечественной войной в Абхазии 1992-1993 гг. Заповедник был воссоздан 14 мая 2002 г. В настоящее время он является структурным подразделением Управления по государственной охране историко-культурного наследия и носит название Национальный Новоафонский историко-культурный заповедник «Анакопия». Заповедник располагается на территории древней столицы Абхазского царства Анакопии в центре Нового Афона. В границы заповедника входят села Анухва, Псырдзха и гора Акуя (Афонская). На его территории находятся 99 аннотированных памятников истории, археологии, архитектуры и природы, часть из которых образует историко-культурные комплексы.

Историко-культурные комплексы Анакопийского заповедника

В число историко-культурных комплексов входят: Анакопийская крепость (IV — XIX вв.), архитектурный ансамбль Нагорного монастыря (XIX-XX вв.), культурно-природный комплекс — «Ущелье р. Псырдзха», «Нижний водопад», пруды и царская аллея в городе Новый Афон. В селе Анухва (Анхуа) к культурным памятникам относятся исторические дороги с арочными мостами через реку Мысра, уникальное самшитовое ущелье, карстовые образования, древние поселения и могильники, грот Агца с наскальными рисунками, языческие гроты-святилища, останки крепостей античного времени, древних христианских храмов, скит новоафонских монахов. На горе Акуя (высотой 550 м над уровнем моря) располагаются древнее святилище, ацангуары, паровоз — подарок императора Александра III новоафонским монахам, канатная дорога, бани и прочее.

Маршруты Анакопийского заповедника

В заповеднике действуют три основных маршрута к культурно-историческим объектам: Культурно-природный комплекс — «Ущелье р. Псырдзха», Музей Абхазского царства и Анакопийская крепость.

В 2002-2004 гг. в историческом ущелье реки Псырдзха была благоустроена историческая тропа в ущелье, ведущая к гроту святого апостола Симона Кананита и создан туристический маршрут. Тропа вымощена природным камнем, укреплена дамба у второго водопада, обновлены каменные ступени, ведущие к гроту.

В Анакопийской крепости в результате изыскательных работ в 2002 г. был создан проект реставрации Главной восточной башни (автор проекта Е. П. Варакин). Благодаря археологическим исследованиям в 2004 г. (Ю. Б. Бирюков) сделано научное открытие: восточная башня была выстроена в середине XI века, являлась последним рубежом обороны местной абазго-византийской знати. В 2006 г. начались реставрационные работы по воссозданию башни, которые завершились 30 сентября 2008 г. к 15-летию со дня победы в Отечественной войне народа Абхазии.

В Анакопийском комплексе готовится проект консервации храма св. Феодора, крепостной стены цитадели, второй линии обороны (обследования проводил архитектор Кузьмин В. А.). Проводится изучение значимых объектов: архитектурные обмеры, фотофиксация, сбор архивных материалов. В дальнейшем планируется создать виртуальные модели реконструированных объектов.

14 мая 2010 г. на водопаде был открыт Музей Абхазского царства. В музее собраны экспонаты каменного века, эпохи бронзы, античности и средневековья. Есть стенды с оружием древних абхазов, различные предметы культа и быта, фотографии, карты. Интересными экспонатами музея являются традиционный давильный аппарат абхазских виноделов, выдолбленный в стволе липы, бронзовый котел VII века до н. э.

Без наличия собственной производственной базы проведение столь масштабных работ было бы невозможно.

В результате финансовой поддержки Центра Гуманитарных Программ и Фонда «Ресурсы Примирения», в 2003 году был создан кузнечный производственный участок, на базе которого возрождается традиционное кузнечное ремесло.

Здесь же работает школа по обработке камня. Ведутся работы по реконструкции столярных мастерских. Так, в комплексе «Водопад» cилами заповедника восстановлены кованые перила на царскую лестницу, воссоздано кованое ограждение самого комплекса, определено проектное предложение по реконструкции территории водопада. В 2009 году был создан временный творческий коллектив, целью которого являлось изготовление рабочей модели средневековой «абхазской лодки» по эскизам французского путешественника Гамба (1826 г.). Спонсором проекта выступил Сбербанк Абхазии. В день презентации музея 6 августа 2009г. лодка была успешно спущена на воду. Теперь она является музейным экспонатом и находится в здании музея.

Заповедник проводит активную работу по пропаганде историко-культурного наследия на научно популярном уровне, создан богатый фотоархив и оригинальная сувенирная композиция. Подготовлены и изданы двенадцать брошюр из серии «Путешествие в глубь веков», научные статьи. В 2010 г. заповедник расширил свое сотрудничество с зарубежными коллегами, став соучредителями некоммерческого партнерства — Абхазско-Российского общества охраны памятников истории и культуры («АРООПИиК»). Партнерами заповедника выступили Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры («ВООПИиК»), Фонд изучения наследия П. А. Столыпина, Реставрационный центр ВООПИиК.

Анакопийская крепость

Еще сто с лишним лет назад побывавший в этих местах Антон Павлович Чехов, заметил: «Кто побывал в Новом Афоне и не посетил Иверскую гору, подобен тому, кто был в Риме и не видел в Ватикане римского папу». Крепостной комплекс возвышается на 350 метров над уровнем моря. Подъехать к нему можно на автомобиле мимо Пещерного Комплекса по улице Чанба. Асфальтированная дорога серпантином тянется до подножия горы, где обустроена парковка для автомобилей, видовая площадка, зона отдыха. Далее грунтовая дорога уходит в историческое село Анухва (Анхуа). Вам же следует оставить автомобиль на стоянке и подойти к кассе-диспетчерской. Полноценная пешеходная экскурсия составит полтора часа. Однако стоит располагать большим временем, чтобы лучше познакомиться со всеми памятниками, насладиться видами, отдохнуть, выпить воду из неиссякаемого колодца, сделать фотографии. Как и перед великим писателем, перед вами предстанут лишь развалины крепостей и башен. Но некогда это был красивейший и крупнейший город на Черноморском побережье, город-крепость — столица Абхазского царства. Резиденция абхазских царей, со всех сторон окруженная несколькими оборонительной линиями, была мощным и неприступным сооружением. На этой земле нет камня, который не хранил бы следов кровавых побоищ. Их крепость пережила множество — одно кровопролитнее другого...

Цитадель — первая линия обороны

Анакопийская крепость со своими двумя основными оборонительными линиями и внешней линией обороны занимала свыше 70 000 кв. метров площади Анакопийской (Иверской) горы. Та часть Анакопии, где завершается экскурсионный маршрут, была первым укреплением. Это первая оборонительная линия (Трахея), сооруженная во IV-V вв. н. э. Она представляла собой цитадель на возвышенности горы, длиной 83 метра, шириной 37 метров. Стены ее были очень мощными. Они достигали 4-5 метров в высоту, а их толщина была более 1 метра. Их возвели из плотно подогнанных друг к другу известняковых квадров (60×60 см). В крепость можно было попасть только по приставной лестнице. Внутри цитадели расположен раннесредневековый полуразрушенный храм. Что касается этимологии названия, «Анакопия» в переводе с абхазского языка означает «изрезанная», «выступ», «иссеченный крутизнами». А люди, говорившие по-гречески, называли ее на греческий лад — Трахея, т. е. «суровокремнистая». Под названием «Трахея» Анакопия значится во многих источниках. Имено такой — недоступной и суровой — казалась эта местность врагам, такой она предстает в описаниях современников, например, византийского историка Прокопия Кесарийского.

Вторая оборонительная линия

Эта линия Анакопийской крепости была воздвигнута после Трахейского сражения. Она расположена ниже цитадели и состоит из южной, западной и восточной крепостных стен. Самая мощная из них — южная стена. У нее семь башен. Стена начинается у обрыва ущелья р. Псырдзха, пересекая склоны горы и спускаясь ниже, заканчивается над обрывом ущелья р. Мысра. Там находится юго-западная угловая башня и крепостные ворота. Перед воротами крепости была искусственная площадка. Позади главной башни имелся треугольный дворик с мощной стеной и дополнительными воротами. Семь башен были расположены через каждые 30-60 м и выступали чуть вперед из стен. Раскопками в районе второй линии обороны найдены весьма интересные предметы и объекты. Среди них — остатки небольшого храма зального типа, печь для обжига извести, одиннадцать человеческих погребений с христианским обрядом захоронения, большое количество обломков посуды и др. Со второй половины VII в. происходит процесс возрождения абазгов. Абхазские племена консолидируются, создается Абхазское княжество. Оно лишь вассально зависит от Византии. Именно в условиях Абхазского княжества в VII в. и были воздвигнуты стены, башни и другие части второй очереди Анакопийского комплекса. В VII в. и первой половине VIII в. Анакопийская крепость служила центром и мощным опорным пунктом Абазгского (Западноабхазского ) княжества. Основные элементы внешней линии обороны — крепостную стену и ее башни — также относят к VII в. Например, башня у южной стены внешней оборонительной линии. Она имеет полукруглую форму, сложена из известнякового камня с кирпичным поясом из семи рядов, снабжена прямоугольными бойницами.

Особый интерес представляет восточная башня, отличающаяся от западной по качеству кладки и размерам. Это четырехугольная башня, достигающая 16 метров в высоту, стоящая отдельно от стен цитадели. Башня состояла из построенных в два приема четырех этажей с бойницами, окнами и входной дверью. Западная башня цитадели, расположенная у калитки, тоже четырехугольная. Стены ее, сохранившиеся на высоте второго этажа, снабжены бойницами и двумя дверьми, широким окном.Например у юго-западного угла внешней оборонительной линии расположена четырехэтажная башня цилиндрической формы, построенная из кирпича, белого камня и раствора. Здесь применена строительная техника римлян и византийцев, заключающаяся в перемежающейся кладке белого камня с послоями кирпича. Научный спор о ее предназначении и времени строительства был исчерпан благодаря раскопкам, проведенным заповедником в 2004 г. с привлечением археологов из Санкт-Петербурга. Данные исследования показали, что восточная башня была выстроена в середине XI в. Она служила главным наблюдательным и командным пунктом и являлась последним рубежом обороны в случае падения цитадели. В ней можно было замкнуться последним защитникам крепости и некоторое время ожидать подмогу, подавая сигналы в горы. Поэтому мы можем видеть в башне последний рубеж обороны — донжон местной абазго-византийской власти. Башня лишена архитектурных изысков — все подчинено ее функциональному предназначанию. Она выложена из тесаных известковых блоков больших размеров на известково-гравийно-песчаном растворе техникой бутовой кладки. Толщина стен у основания достигает 2 метра, в наивысшей точке, постепенно сужаясь, стены имеют толщину 1,6 метра, угол наклона стен имеет небольшие различия. В 2008 г. была закончена реставрация башни, и она была открыта для посещения.

Храм св. Феодора Тирона

Первый храм на вершине Анакопийской горы был выстроен в VI-VII вв. и посвящен Пресвятой Богородице. Из средневековых грузинских летописей XI в., описывающих битву у стен Анакопии с арабами в 30-х г. VIII в. дошло свидетельство о чудодейственной силе Анакопийской иконы Пресвятой Богородицы: «Не рукотворное писание, а ниспосланное свыше, о котором никому не известно, кто нашел его на верхушке той горы...». Позже, в XI в., храм был перестроен и посвящен Святому Великомученику Феодору Тирону. Об этом свидетельствует эпиграфический памятник, найденный в цитадели. Остатки храмовых построек цитадели разных времен не изучены в полной мере. Последние изменения были произведены монахами Новоафонского монастыря в начале XX в. Тогда были расчищены завалы южного придела храма и смежного с восточной стороны помещения, назначение которого неизвестно. Внутри древнего храма была выстроена часовенка, в алтарном пределе были установлены каменные детали древнего храма. Частично была изменена планировка прилегающей территории и произведены докладки стен пристроек храма.

Недалеко от церкви еще в древности в скале была выдолблена цистерна (осадочный колодец) для сбора дождевой воды и водосборная терасса над ней. В XX в. монахи расчистили древнюю цистерну, и вот уже почти 100 лет как не иссякает в «колодце» чистая питьевая вода. Углубление диаметром около метра и глубиной 25 см, сквозь которое в емкость просачивается вода, возможно, изначально карстового происхождения. В древности в него собиралась с крыш дождевая вода, в наше время вода, возможно, поступает благодаря образованию конденсата на холодных стенах цистерны от теплых влажных воздушных масс. Колодец этот считается одним из «чудес» нагорной крепости. Уже долгое время он привлекает сюда множество паломников.

Эпиграфические памятники Анакопии

В 1866 г. за алтарной частью храма был найден камень с высеченной греческой надписью. «Воздвигнут храм святого Феодора при Архиепископе Михаиле месяца апреля 16...». Можно полагать, что упоминаемый в надписи «Архиепископ Михаил» никто иной, как архиепископ Константинопольский Михаил Керулларий. Интересна другая плита с греческой надписью, прочитанная академиком Латышевым В. В. Она гласит: «Построена промыслом бога и богородицы и великим счастьем Константина Мономаха, великого царя и самодержца римлян, содействием Евгения протоспафария Деспота и Федора Валанти, таксиарха Касы, сия дивная ...лета 6554, в месяце феврале, индикта 14-го». По этому памятнику, составленному в 1046 (6554) году, видно, что император Константин IX Мономах (1042-1055 г.г.) производил перестройки и укрепление Анакопии, этим временем следует считать и перестройку раннесредневекового храма. (Плита утеряна)

На обломке мрамора сохранилось изображение креста с греческой надписью X в., которая гласит: «...Месяца марта...лета 6437, индикта 2... Боже небесный, крепкий и бессмертный, упокой его. Аминь. Троица единосущная. Христе боже, спаси недостойного твоего Евстафия пресвитера, написавшего. Аминь». Академик Латышев В. В. считает, что поставленный в надписи 6437-й, т. е. 929 год н.э. относится ко времени кончины какого-либо знатного духовного или светского лица. Из этого следует, что в 30-х годах X в., в Анакопии существовали пресвитеры, писавшие по-гречески. В Византии в это время царствовал Константин Багрянородный. Абхазским царем был Константин III.

Раннехристианские памятники скульптуры на территории Анакопийской крепости

Представлены группы орнаментированных фрагментов раннехристианских белокаменных деталей. Из этой группы выделяются три плиты, служившие навершиями небольших окон с арочным верхом. На одной из них изображен зверь (лев или вепрь), по сторонам которого располагаются две вихревые розетки, относящиеся к числу древних солярных знаков. На второй плите в центре изображена рыба, по краям — схематические кипарисы, что является известным раннехристианским символом с широким значением. Рыба — один из самых распространенных символов и несет особый евхаристический смысл. Рыба по-гречески является анаграммой первых букв греческой формулы Иисус Христос, Сын Божий. На третьей плите (утеряна) представлено изображение равноконечного креста с расширяющимися концами, с глубокими точками в центре каждой ветви, боковые рукава креста соединены с полуфигурами быка и льва. По сторонам вырезана традиционная надпись IC XC NIKA, означающая «Иисус Христос побеждай». Кроме того, здесь был найден небольшой обломок мраморной колонки и плиты (VI в.) с изображением листьев плюща. Фасад раннехристианской церкви украшала еще одна плита с изображением трех крестов под аркой, центральный крест отличается большим размером.